"Буран" и "Шаттл" на свалку, а что дальше?

 

Начало космической эры принято считать 4 октября 1957года, может, принято, может так оно и есть, но именно в этот октябрьский день был выведен искусственный спутник на околоземную орбиту. Началась принципиально новая, незнакомая, но в тоже время интересная и заманчивая эра освоения космоса. Человеку становится тесно на Земле, и глядя в звёздное небо он спрашивает у себя: «а, что всё-таки там, дальше?» И вот уже 12 апреля 1961года-человек в космосе.

 

Человечество достигает апогея высшей степени эйфории! Для народов планеты это уже не фантастика это уже реальность.

 

Один за другим стартуют космические корабли с человеком на борту, но этого ему мало он хочет побывать в открытом космосе и это становиться былью. Появляется желание побывать на других планетах, пусть пока на спутнике Земли, и это превращается в реальность. С каждым запуском накапливался опыт, развивались исследования, совершенствовались системы, конструкции, появлялись новые материалы.

 

С каждым годом количество запусков увеличивалось, увеличивались и затраты по выводу космических аппаратов в космос. И уже к 1975году все эти процессы привели к необходимости создания многоразовых аппаратов. В то время считалось главным аспектом в развитии проектов это затраты потраченные на вывод в космос одного килограмма полезной массы. Здесь подразумевалось возвращение как можно большего числа частей космической установки для дальнейшего использования в следующих запусках.

 

Такие исследования начались уже через четыре года после полёта Юрия Гагарина в космос, один из таких проектов - «Спираль». Так появилась программа «Энергия-Буран». На предложение НПО «Молния», которое вело проект «Спираль» применить схему орбитального самолёта «Спираль» в системе «Энергия-Буран», но головной разработчик НПО «Энергия» настоял на использовании компоновки близкой к конфигурации американского челнока «Спейс-Шаттл».

 

Компоновка системы «Энергия-Буран» заключалась в следующем: на ракетоносителе «Энергия» устанавливался орбитальный корабль «Буран», то есть на орбиту космический челнок выводился ракетоносителем. На Землю возвращался только «Буран». Предполагалось, и велись разработки по спасению частей ступеней ракетоносителя, но это ни к чему не привело.

 

Воплощение программы «Энергия-Буран» в реальность, стимулировало появление американской многоразовой транспортной космической системы «Спейс-Шаттл». Решение об её принятии руководствовались не экономическими соображениями, а военно-политическими, с планами разработки так называемой стратегической оборонной инициативы (СОИ). В последствии предусматривающей создание эшелонированной системы противоракетной обороны (ПРО) с элементами базирования в космосе.

 

Космическая система «Спейс-Шаттл» представляла в то время революционный прорыв в космонавтике, где впервые в истории были применены маршевые, т.е. основные и дорогостоящие двигатели на самом орбитальном аппарате, которые выводили на орбиту аппарат и возвращались с ним на Землю. Единственным одноразовым элементом был топливный бак.

 

Многократное использование космических челноков предусматривало необходимость технического обслуживания между полётами. Они практически, что у «Буранов», что у «Шаттлов» были идентичны.

 

Программу «Спейс-Шаттл» следует, на мой взгляд, считать неудачной попыткой в рамках правильного направления в развитии космонавтики. А «Энергия-Буран» иначе как ошибкой назвать нельзя. Поспешность принятия решения о развитии программы «Энергия-Буран», привела к закрытию великолепной и наиболее перспективной программы - проект «Спираль».

 

И российские специалисты и американские, безусловно, получили огромный положительный опыт в разработке технологий, по созданию многоразовых космических кораблей, а также опыт в наработке систем по их пилотированию.

 

Но время показало, что проекты «Энергия-Буран» и «Спейс-Шаттл» были не перспективными, и в этом мы убедились, первый и единственный запуск многоразовой космической системы «Энергия-Буран» в беспилотном режиме произошёл в ноябре 1988года. Сделав, два витка вокруг Земли, «Буран» навечно остался в одном из ангаров космодрома Байконур, где впоследствии и был «погребён» под обломками ангара.

 

Но в результате этого проекта наша страна получила развитие многих отраслей науки и техники, были разработаны большое количество новых материалов, и конечно суперракету «Энергия», которая в отличие от «Спейс-Шаттла» универсальна, ей без разницы, что выводить на околоземную орбиту, хоть то будет «Буран» или какой угодно груз.

 

Закрылась и космическая программа «Спейс-Шаттл».

 

Колоссальный наработанный годами опыт освоения космических пространств российскими и американскими учёными при их совместной деятельности может привести к созданию нового поколения космических летательных аппаратов. Скорее всего, в них будет использоваться ядерное топливо, и, по всей видимости, стартовать они будут с орбитальных космических станций, и будут предназначены для дальних межпланетных исследований.

 

Время покажет.

 

Смотрите также:

Рождение звезд в космической бездне

Землетрясение

Космический туризм

Система небесных координат

Космический лифт станет реальностью

Лунный календарь 2019