За последние несколько лет Китай продал дешёвые спутниковые технологии во многие развивающиеся страны, включая Пакистан, Бразилию и Нигерию.
Продажи часто обуславливаются политическими интересами, спутниками иногда торгуют непосредственно за доступ к природным ресурсам в других странах. С коммерческой точки зрения, глобальные запуски спутников, по прогнозам, удвоятся в течение следующих десяти лет
Китай запустил свой первый спутник в 1970 году, свой первый саттелит для спутникового телевидения - в 1986 году. Но в спутниковых технологиях Китай значительно отстал от более богатых стран, и иногда странно выглядят его первые попытки коммерциализировать отрасль. Один китайский спутник был отправлен в космос в 1993 году с усыпанными бриллиантами медальоном председателя Мао, который должен был быть продан по высокой цене по возвращению из космоса, но позже, спутник после выхода из под контроля утонул в Тихом океане.
Последнее поколение китайских спутников имеют 15-летний срок службы, по данным правительственных отчетов, и сопоставим со спутниками, произведенных в США и Европе.
Китай уже имеет опыт в этом секторе, запустив в настоящее время 123 спутников на орбиту, и три спутниковых средств запуска. В этом году ожидается запуск ещё 30 спутников.
Только девять стран мира обладают технологией запуска спутников. Около половины мировых коммерческих запусков в 2010 году на спутниковом рынке принадлежит России. США ранее уже запустила коммерческие спутники для Италии, Дании и Тайваня. Общее число запусков спутников во всем мире удвоится в течение следующего десятилетия. Китай стремится захватить свою долю на этом секторе рынка. Но технологические проблемы и политические барьеры, скорее всего, сделают почти непреодолимым стремление Китая увеличить свою долю на коммерческом спутниковом рынке развивающегося мира.
Нигерия стала первой страной, которая купила китайский спутник и использовала для этих целей средства Китая ещё в 2007 году. С тех пор Китай запустил спутник для Бразилии, Венесуэлы и Пакистана, подписал контракты запусков с такими странами, как Туркменистан, Беларусь и Боливия. С точки зрения объема Китай уже завоевал более десяти процентов доли мирового рынка коммерческих спутников.
Стратегия Китая заключается в том, чтобы сосредоточить внимание на развивающиеся страны, которые сталкиваются с ограничениями в финансировании, считает Вэй Ли, аналитик спутниковой отрасли в Euroconsult, - по крайней мере, уже подписаны соглашения с тремя такими странами в прошлом году. Китайские спутники выгодны для развивающихся стран из-за их цены, зачастую вдвое дешевле их эквивалентов в США. Китай также помогает финансировать при спутниковых сделках, и предлагает другие льготы, такие как передача технологий и обучение. Например, Боливия получила кредит от Банка развития Китая при подписании контракта, а также бесплатное обучение для своих ученых.
Сомнения остаются относительно надежности китайских технологий спутниковой связи. Технология уровня китайской спутниковой полезной нагрузки отстает от американских и европейских технологий на пять - десять лет. Основной причиной является то, что электронные компоненты менее продвинутые с точки зрения точности, сказал Ли. США запретили продажу любых спутниковых компонентов Китаю ещё в 1998 году. Некоторые американские компании хотели бы запустить свои спутники в Китае, но в соответствии с запретом не могут этого сделать.
Европейские компании помогают заполнить этот технологический разрыв, как например, парижская фирма Eutelsat в прошлом году.
Более двух третей рынка коммерческих спутников принадлежит закупкам военных, но в Китае пока мало изменений, позволяющих воспользоваться этим источником спроса.
Смотрите также:
Рождение звезд в космической бездне